Налоговики заявили, что не обязаны консультировать по налогам

Есть такая работа — налоги собирать. А в обязанности тех, кто собирает налоги, входит, в том числе, бесплатное информирование людей и организаций о налоговом законодательстве: о том, как считать и платить налоги, заполнять декларации и о многом другом, что прописано в подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. Однако налоговики трактуют свои обязанности по-своему.

«Мы вас обязаны информировать, а не консультировать»

ФНС России издала письмо от 27.12.2018 № ГД-4-19/[email protected], в котором посетовала, что в последнее время уж слишком часто стали поступать жалобы налогоплательщиков, недовольных тем, что специалисты территориальных налоговых инспекций не желают давать подробные разъяснения, помогать налогоплательщикам заполнять отчетность и трактовать нормы НК РФ.

Налоговики заявили, что все вышеперечисленное относится к консультированию, а не информированию. А консультации они давать не обязаны.

Разница между консультированием и информированием

Вопрос, чем отличается одно понятие от другого, очень спорный, а грань — очень тонкая. Настолько тонкая, что ряд ведущих юристов-экспертов отождествляют их. Другие специалисты все же находят различия. Проблема и в том, то четкого определения данным понятиям в нормативно-правовых актах не дано.

Однако устоявшимся мнением считается такое:

информация имеет «транспортный» характер по передаче каких-либо сведений;

консультация заключается в выработке и передаче знаний.

Если исходить из этой трактовки, информированием налогоплательщиков можно считать, например, опубликование информации на сайте ФНС, на стендах в налоговых инспекциях, письменные и устные ответы на общие вопросы по налогам и др.

Консультация же — это решение частного вопроса налогоплательщика или объяснение, как ему оптимально поступить.

Кто заинтересован, чтобы деньги в бюджет поступали в сроки и в правильно рассчитанной сумме?

Верно, прежде всего, государство в лице ФНС. И в связи с этим ответ налоговиков о том, что они не обязаны давать подробные разъяснения или помогать заполнять декларации, выглядят весьма странно. Как тот, кто рубит сук, на котором сидит.

Конечно, можно обложиться регламентами, поднять всю нормативку, обратиться к лингвистам и, наконец-таки вывести четкие определения информированию и консультированию. И написать «вот отсюда до сюда мы делаем, а дальше — ни-ни». Но зачем?

Не задача ли налоговых органах быть заинтересованными, чтобы налогоплательщики досконально знали, что и как им рассчитывать, что и когда платить, что и куда подавать. И не государству ли будет лучше, что налогоплательщикам будет даваться вся необходимая информация (а при необходимости — и консультация), если в конечном итоге это поможет повысить пополняемость бюджета?

А что вы думаете, уважаемые читатели, по поводу обязанностей налоговых органов?

Кстати, если у вас есть вопросы по налоговому или бухгалтерскому законодательству, вы всегда можете задать их нашим экспертам. Наши ответы подробны и бесплатны, независимо от того, что вам требуется — разъяснение последних налоговых изменений, информирование или консультация.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: